Номера дел:
Дело №2-883/2023 г., Находнинский городской суд Приморского края.
Исходные данные
Истец обратился в суд с исковым заявлением, указав в обосновании требований, что до 2019 года проживал с ответчиком без регистрации брака. В 2009 году у сторон родилась дочь 02.09.2009 года рождения. После прекращения брачных отношений дочь осталась проживать с матерью, которая с 2021 года препятствует истцу в общении с ребенком. Истец не судим, психически здоров, никогда не применял насилия к ребенку и желает общаться с дочерью по своему месту жительства. Ответчик запрещает ребенку каким-либо способом общаться с отцом.
Задача:
Провести психолого-педагогическую экспертизу для разрешения спора и ответить на поставленные судом вопросы.
1. Каковы индивидуально-психологические особенности и уровень психического развития несовершеннолетнего ребенка?
2. Каковы индивидуально-психологические особенности матери ребенка?
3. Каковы индивидуально-психологические особенности отца ребенка?
4. Каково психологическое отношение и привязанность ребенка к матери и к каждому из родителей?
5. Имеются ли у несовершеннолетнего ребенка какие-либо негативные представления об отце, и если имеются, чем это обусловлено?
6. Существует ли вероятность того, что индивидуально психологические особенности отца могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику развития несовершеннолетнего ребенка?
7. Наносит ли общение с отцом вред несовершеннолетнему ребенку7
8. Желает ли несовершеннолетний ребенок, проживающий с матерью, общаться с отцом и как часто? Какое ожидание возлагает на встречи с отцом?
9. Могут ли индивидуально-психологические особенности отца оказать негативное влияние на развитие ребенка при проживании с ним длительное время недели, месяцы, а также при кратковременном общении?
Решение:
Для проведения психолого-педагогической экспертизы, эксперт использовал следующие метода в работе: психобиографический, клинико-психологический (беседа, наблюдение), экспериментально-психологический, при котором применялись следующие стандартизированные и проективные методики:
1) методика «Исключение предметов»;
2) методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз» Б.В. Зейгарник;
3) Тест на определение степени внушаемости Е. Мерзляковой (являющийся модификацией одноименного теста С.В. Клаучека и В.В. Деларю);
4) методы рисуночной проекции: «Несуществующее животное», «Человек», «Человек под дождем»;
5) Цветовой тест отношений (ЦТО);
6) «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера;
7) опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»;
8) тест Шмишека, варианты для взрослых и для подростков;
9) методика изучения агрессии Баса-Перри;
10) методика «Незаконченные предложения»;
11) тест Айзенка EPI, форма А 12) тест Кеттела, 16 PF, форма А.
Результат:
После проведения экспертизы, эксперт ответил на вопросы суда.
1. В беседе девочка была позитивно настроена, активна, доброжелательна. На контакт легко шла, полноценно общалась, стабильно на протяжении всего исследования. Проявляла интерес, задания выполняла быстро, самостоятельно. Во внешнем плане эмоционально проявляла себя. Она общительна, легко идет на контакт, свойственно желание что-либо делать - пассивное времяпрепровождение не для нее.
Быстро думает, говорит, принимает решения и действует. То обстоятельство, что на жизнь смотрит легко, не зацикливаясь на проблемах, часто помогает добиваться успехов. Сформирована способность к обобщению, уровень понятийного развития соответствует возрастной норме, выделение существенных признаков доступно. Не испытывает трудности абстрагирования от конкретной ситуации. Интеллектуальное развитие соответствует норме, обучаемость хорошая, но имеются или значительные пробелы в знаниях или недостаточен опыт в интеллектуальной деятельности.
Такие результаты указывают, что девочка способна увидеть ситуацию с разных сторон, может выстраивать собственные умозаключения, исходя из собственной объективной оценки ситуации, а также не склонна целиком, без критики воспринимать установки значимого лица и выстраивать свои суждения и поведение на основе ценностей значимого другого. Низкий уровень внушаемости, имеет четкую систему принципов и ценностей, она хорошо понимает, чего хочет от жизни и в чем её интересы, ею трудно манипулировать.
2. Индивидуально-психологические особенности матери можно описать по гипертимному типу акцентуации. Еще в детстве гипертимные личности отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, со склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании детей такого же возраста и стремятся командовать ими. Мать подтверждает это, говорит, что в детстве была шкодой. Вероятно, главная черта матери — почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Очень редко и ненадолго этот эмоциональный подъем сменяется вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной раздражения обычно служат противодействие со стороны окружающих, стремление со стороны них слишком сильно подавить её желания и намерения, подчинить чужой воле. Вспышки раздражения и гнева учащаются и усиливаются в ситуации строго регламентированного дисциплинарного режима, который она очень плохо переносит, а также когда оказывается в одиночестве, лишенная общества и возможности выплеснуть накопленную энергию. Хорошее настроение у Евгении Викторовны сочетается с прекрасным самочувствием, высоким жизненным тонусом.
3. Индивидуально-психологические особенности отца: склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем, однако также выявляется склонность к физической агрессии в поведении, может проявлять враждебность, подозрительность и обидчивость. Достаточно высокий интеллект позволяет ему контролировать свое поведение. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Благоразумен, осторожен, рассудителен, сдержан в проявлении эмоций. Среднее значение по шкале нормативность поведения говорит об умении держать себя в руках, согласии с общепринятыми моральными правилами и стандартами, добросовестен, ответственен. Сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности. Склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. Беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение. Прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, что ему кажется важным.
4. На данный момент ребенок испытывает эмоциональное напряжение, потребность в любви, эмоциональном тепле. Она испытывает эмоционально позитивные чувства и привязанность к матери. В отношении отца негативные эмоции, чувство обиды, демонстрирует страх перед ним.
5. Да, в отношении отца у ребенка есть негативные представления, которые обусловлены как поведением самого отца (оскорблял ее, пытался ударить мать, боится, что ей тоже достанется), так и рассказами матери.
6. Имеющаяся у отца склонность к агрессии и высокий уровень враждебности могут привести к тому, что он продолжит проявлять вербальную агрессию в отношении дочери (шутки, оскорбления). Однако достаточное развитие интеллекта ребенка и низкий уровень внушаемости позволяют ей выстроить психологическую защиту против подобных действий. Однако подобное поведение отца может снижать самооценку ребенка.
7. На данный момент ребенок испытывает чувство обиды и ненужности отцу, мать рассказывает дочери обо всем, чтобы выставить отца в негативном свете, общение между отцом и дочерью отсутствует.
8. Чувство обиды и негативные переживания, а также возможное давление со стороны матери вынуждают ребенка отвечать, что не желает встреч с отцом.
9. Индивидуально-психологические особенности матери такие, как импульсивность, склонность к раздражению в ситуациях ущемления ее личности или противодействия ее воле могут оказать негативное влияние на развитие несовершеннолетнего ребенка, подавлять ее желание и самовыражение.
10. Индивидуально-психологические особенности отца такие, как склонность к вербальной агрессии могут снижать самооценку девочки.
На результатах экспертизы суд вынес решение.
Если вы оказались в подобной ситуации или вам требуется проведение экспертизы вы можете связаться с нами можно по телефону 8 800 700 5289, по почте: info@dod-ru.ru, или заявке по кнопке в меню.